Имя Карло Досси (Карло Альберто Пизани Досси, 1849—1910) вряд ли из­вестно русскому читателю — разве что вспомнится пара-тройка афориз­мов, кочующих из одного сборника в другой. Потомок знатного рода, бле­стящий дипломат, писатель, близкий к миланской "скапильятуре"1, Досси оставил богатое наследие, не вмещающееся в узкие рамки литературных дефиниций: автобиографические романы "Прошлое: черным по белому", "Жизнеописание Альберто Пизани", "Любови", роман-аллегорию "Счаст­ливая колония", юмористические зарисовки "Капли чернил" и "Окончание на 'А'", записные книжки "Голубые заметки" и прочее.

Представленные ниже рассказы из книги "Капли чернил" — говоря словами самого автора, "сценки, короткие романчики и прочее, для напи­сания которых много чернил не требуется", — позволяют составить пред­ставление о писательской манере Карло Досси. Короткие тексты, похожие на журналистские зарисовки, почти лишены действия, зато мы в полной мере можем оценить наблюдательность автора, любовное внимание к мельчайшим деталям, умение несколькими мазками нарисовать яркую сценку — не случайно рассказы Досси часто сравнивают с жанровыми по­лотнами Уильяма Хогарта. Подобно картинам английского живописца, про­низанные юмором рассказы итальянского писателя — это фрагменты мо­заики, складывающиеся в широкую картину человеческой комедии.

  1. 1. Скапильятуре — литературное и художественное движение, зародивше­еся в Италии 1860-х гг. (Здесь и далее - прим. перев.)